К 110-летию железной дороги на Алтае: самая длинная частная дорога в России
«Вести Алтай»
«Вести» рассказывают об истории появления в регионе железнодорожного транспорта. В составе только что открытой Алтайской железной дороги было 22 станции: 17 – на семипалатинском направлении, пять – на бийском. Управляющим был назначен Николай Вейс – высокопоставленный чиновник Варшаво-Венской железной дороги. Сумма строительства была внушительной – 60 млн рублей, из которых 1,5 млн стоил мост через Обь. Алтайская железная дорога стала самой длинной частной в России: 760 вёрст – 810 километров. Финансировали большую стройку крупнейшие российские банки. По этому поводу выпустили облигации, их покупали даже иностранные промышленники. Старый барнаульский вокзал был построен, как сказали бы сегодня, топовым сибирским архитектором из Томска, Константином Лыгиным. Компактный, на 50 мест, в стиле модерн, симметричный, с двумя крылами-ризолитами, он и сегодня восхищает архитекторов. Самым грандиозным этапом строительства стал мост через Обь. Его планировали сдать в 1916 году, но стройку ускорила Первая мировая война. Мост возводили не только местные рабочие, но и военнопленные – всего 2,5 тысячи человек. После революции Алтайскую железную дорогу национализировали. На барнаульском вокзале с митингами выступали Калинин и Луначарский. Железная дорога стала не только политической трибуной, но и проводником культуры. Там, куда шли рельсы, строились ДК, создавались духовые оркестры.