Что значит “видеть мир целостно”. Юнев Вячеслав
Юневерсум
Что значит видеть мир целостно? Ответ кроется в простой метафоре автомобиля и детского восприятия. Ребёнок в четыре года садится за руль и крутит его с удовольствием. В четырнадцать лет он делает то же самое, но это совершенно разное действие. Подросток ощущает машину в целом: поворачивая руль, он понимает, что внизу разворачиваются колёса, и весь автомобиль меняет траекторию. Он видит связи — нажал на одно, где-то произошло другое. Видит пространство, автомобиль внутри него и как движения влияют на траекторию. Это целостное восприятие. Малыш в два-три года видит иначе. Он крутит руль, наслаждаясь самим процессом кручения. Понимает ли он, что колёса поворачиваются? Скорее всего, нет. Осознаёт ли связь между движением руля и поворотом машины? Точно нет. Он видит только ложь — элемент, лежащий на поверхности (от слова «лежать»). Видит руль, играется с ним, но не понимает влияния на автомобиль в целом. Видеть мир целостно — значит видеть его во всех основных взаимосвязях, как единый организм, понимая, на что влияет каждое действие. Мать кричит на ребёнка после работы. Она видит только руль: он бесится, нужно его успокоить. Видит ли она, что ребёнок рад её приходу и привлекает внимание? Что он чувствует отказ в этом внимании? Нет, она не видит. Ребёнок не осознаёт собственных чувств в моменте — он просто слышит крик. Но он ощущает: мать не настраивается на него, меняет его состояние под своё удобство, не учитывает радость встречи, тоску, потребность в контакте. Она...