Первый концерт Чайковского – музыкальный символ России: 150 лет вдохновения
Государственный Кремлёвский Дворец
В этом году исполнилось 150 лет концерту №1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, op. 23 Петра Ильича Чайковского. В Москве впервые прозвучало это великое сочинение 3 декабря (по старому стилю – 21 ноября) 1875 года. Оно стало не только одним из самых известных в мире произведений композитора, но и одной из его визитных карточек: стоит лишь зазвучать этой музыке, как её мгновенно узнают слушатели в любой стране. Известный пианист Андрей Гаврилов однажды заметил: «За всю свою жизнь я не встретил ни одного человека, который не знал бы этого мотива – от крестьянина до короля». Первый концерт П.И. Чайковского открыл новую страницу в творчестве самого композитора. А ещё это первый фортепианный концерт русского автора, получивший международное признание. Или, как говорят музыковеды, первый действительно яркий художественный образец этого жанра в истории русской музыки. Мощный, вдохновляющий, буквально искрящийся оптимизмом и одновременно щедрый на мягкие, изысканные лиричные интонации, очаровывающий своей мелодичностью, Первый концерт словно транслирует в мир образ русской земли – такой разной, многогранной, одновременно сильной, непобедимой, и в то же время поэтичной, трепетной, глубоко духовной. Собственно, это известный факт: работая над данным произведением, Пётр Ильич обращался к народным славянским мотивам, что, конечно же, не могло не наполнить его совершенно особой энергетикой. Во многом и поэтому тоже концерт №1 Чайковского всегда ассоциируется с праздником...