Дмитрий Шостакович: Фортепианное трио №2 ми минор (1944), op. 67.

Аватар автора
Междометия про форте и пиано
Дмитрий Шостакович (1906–1975), Фортепианное трио №2 ми минор (1944), op. 67. Исполняют: Святослав Рихтер (фортепиано) , Олег Каган (скрипка), Наталья Гутман (виолончель). Ещё одно детище военных лет, но не 1945, а 1944 года выпуска, но интересно сравнить с бомбическими камерными опусами этих же лет у Вайнберга. А как у Шостаковича в этом плане? Для начала справка: сочинение создано в память Ивана Соллертинского, его лучшего друга, умершего от сердечного приступа 11 февраля 1944 года. Но при этом несмотря на то ,что сочинение вроде бы должно обладать скорбно-элегичным настроением, опус в целом довольно бодр и резв по музыке, да ещё насыщен клезмерскими мотивами, имеющими, если можно так сказать, улично-задорными оттенками. Есть предположение, что на стилистику трио повлияла работа Шостаковича в 1944 году над инструментовкой неоконченной оперы Вениамина Флейшмана "Скрипка Ротшильда". Автор оперы, студент класса Шостаковича в Ленинградской консерватории, погиб на фронте в самом начале войны. И вот в этой партитуре есть масса мелодии, которые характерны для клезмеров, или полупрофессиональных еврейских инструментальных ансамблей. Получается, что трио вроде в память Соллертинскому, но скрывает в себя и воспоминания о Флейшмане. Кстати, именно начиная с этой работы композитор активно внедряет еврейский материал и интонации в своё творчество. Теперь про музыку. Начало 1-й части необычно - виолончель вступает в действие квартовыми флажолетами, а дальше минорная тема...

0/0


0/0

0/0

0/0