Родион Щедрин (1932–2025). Соната для фортепиано №1 (1962)

Аватар автора
Междометия про форте и пиано
Родион Щедрин (1932–2025) Соната для фортепиано №1 (1962) Играет сам Р. Щедрин. Известная запись, когда сам автор настолько феерически исполняет своё же сочинение, после которого остальным исполнителям делать на этой поляне просто нечего. Сама соната рассматривается двояка, как однозначно прорывное в творчестве самого композитора, эффектное по музыке, с рвущимся вперед финалом-токкатой с неожиданными поворотами и впечатляющим динамическим импульсом. Плюсуем еще и оригинальные тематические построения 1-й части. Вообще, в 1-й части во многом используются своеобразные фирменные щедринские фишки, типа тонких выразительных особенностей в области динамики, ритма и колорита с широкой шкалой градаций. Хотя при этом применяется типичная для фортепианной музыки ХХ века решение побочной партии Сонаты. А общее построение композиции сонатного Аллегро где-то смахивает на те принципы, которые были в почете у С.Прокофьева, любившего, как известно, сочинять лаконичные экспозиции, могущие быть по желанию повторенными, со сменой динамичной разработки, строящейся на материале всех ранее показанных тем. При этом намного возрастает степень диссонантной напряженности музыки, в основном, с помощью широкого внедрения хроматизма, «искривляющего» тему главной партии. У Щедрина же схожие компоненты: повторения ведущего мотива темы отмечены усилением степени диссонантной напряженности, прогрессирующей хроматизацией ткани (этот процесс захватывает и 2-й элемент темы). Напротив, реприза формы...

0/0


0/0

0/0

0/0