Урок 6. Всеобщее у Аристотеля. Как познавать единичные вещи?

Аватар автора
ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Ответ на гносеологический вопрос Аристотель ставит себе задачу познания единичных, чувственно воспринимаемых вещей. Возникает вопрос, как их логически непротиворечиво мыслить? Чтобы определиться, как эта логика строится, нужно выяснить, что такое категории. Рассудок Аристотеля, перед которым представлены предметные образы вещей, первоначально ставит вопрос «что это?», разбирает их по общим видовым признакам и присваивает каждому виду отдельное название. Таким образом, отдельные вещи (подлежащие) оказываются объединены в классы (лошади, стулья, деревья, знание). Данные классы высказываний об отдельных вещах Аристотель называет видами вещей (что это – какого вида?). В плане рассудочной логики, от следствий к причинам, роды становятся причинами видовых различий. Обратим внимание на двусмысленность «свойств»: Свойства могут быть чувственно-данные /созерцаемые/ и не данные чувственно, а только мыслимые. Например, прозрачность и цвет стекла – видимы, созерцаемы. А непроводимость для электричества — только мыслится. Затем, продолжая обнаруживать сходства и различия на уровне свойств у отдельных вещей, рассудок как бы отвечает на обобщённые вопросы, поставленные чувственными восприятиями. Так, вслед за первым вопросом «что это – какого рода эта вещь?», у Аристотеля появляется ещё целый ряд общих вопросов и возможных высказываний о вещи: Последовательно отвечая на один и тот же вопрос об одном и том же предмете, мы будем давать разные ответы, пока наши знания о нём не исчерпаются.

0/0


0/0

0/0

0/0