Урок 7. Как, по Аристотелю, познавать мир вещей?

Аватар автора
ФИЛОСОФСКАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Если в гносеологическом аспекте мышление восходит от вещей, их свойств к категориям как логическим инструментам, то для объяснения того, что такое сущность вещи в предельно общем понимании (онтологический вопрос), Аристотель прибегает к понятиям материи и формы. Все вещи, по Аристотелю, в самом общем виде состоят из материи и формы. Понятие формы принадлежит самому Аристотелю, а материю, сконструированную ещё первыми греческими философами, он подвергает переосмыслению. Большинство предшественников Аристотеля понимали материю исключительно рассудочно как единственное первоначало, как первопричину возникновения вещей. Такое понимание «материи» лишь как первоначала не устраивает Аристотеля, прежде всего потому, что оно не объясняет материал чувственных восприятий в отдельных вещах. И он снова вынужден прибегнуть к двусмысленности. «Материя» может пониматься и как полная абстракция, которая может лишь мыслится, и как чувственно воспринимаемый материал в вещах. Но даже такое понимание, для Аристотеля, не делает «материю» единственной причиной мира вещей. Главное в чём подход первых философов Аристотель считает неудовлетворительным, это в том, что он не объясняет ряд важных моментов: разнообразия вещей, движения, почему вещи возникают и исчезают, и как создается совершенство. Аристотелю необходимо объяснить не какую-то, пусть и разумную, причину творения вещного мира, а саму сущность вещей, причём средствами рассудка и чувственных восприятий. Таким образом, им утверждаются...

0/0


0/0

0/0

0/0