О гимне "Единородный Сыне" обиходного распева...

Аватар автора
Регентские и певческие курсы Колобанова А. В.
Регентские и певческие курсы Колобанова Алексея Владимировича. Цикл "Мысли вслух о церковном пении". О гимне «Единородный Сыне» обиходного распева. Уважаемые коллеги, некоторые обучающиеся испытывают затруднения с определением тональности гимна «Единородной Сыне» обиходного распева. Все дело в том, что в некоторых изданиях при ключе ставят два бемоля, которые говорят нам о том, что гимн написан в соль миноре. А в некоторых изданиях ставят при ключе один бемоль, говоря нам о том, что он написан в фа мажоре. Какой же из вариантов верный? Дело в том, что очень многие церковные распевы еще в бытность свою одноголосными были организованы в системе так называемого переменного устоя. То есть, то один есть главенствующий звук, вокруг которого вьется мелодия, то этот главенствующий звук меняется, и мелодия начинает виться уже вокруг него. Итак, эти главенствующие звуки, то есть устои, меняются. Отсюда и понятие - переменный устой. Когда же распевы попали в систему многоголосия и гармонии, то наши переменные устои превратились в переменные лады. То есть, то у нас пьеса функционирует и действует в одном ладу, то этот лад меняется, и мы уже звучим в другом ладу. Таким образом, гимн «Единородной сыне» обиходного распева у нас то звучит в соль миноре, то звучит в фа мажоре и по-коленно переменяется то там, то здесь. Наборщикам же нот неудобно каждое колено менять ключевые знаки, поэтому пришлось выбрать какую-то одну из двух тональностей. И тот, кто поставил при ключе один бемоль...

0/0


0/0

0/0

0/0