«ВЕЛИЧАЙ, ДУШЕ МОЯ…» В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДЫ | В ИСПОЛНЕНИИ ХОРА ИВЕРСКОй ОБИТЕЛИ

Аватар автора
Иверский женский монастырь г. Самара
#ИверскийВидео Дорогие братья и сестры, приглашаем вас проникнуться песнопением «Величай, душе моя, преславное рождество Божия Матере...» в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в исполнении сестёр Иверского женского монастыря. Задостойник: Велича́й, душе́ моя́, / пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере. Чу́жде ма́терем де́вство / и стра́нно де́вам деторожде́ние; / на Тебе́, Богоро́дице, / обоя́ устро́ишася. / Тем Тя, вся племена́ земна́я, // непреста́нно велича́ем. Величание: Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим святы́х Твои́х роди́телей, и всесла́вное сла́вим Рождество́ Твое́. СМЫСЛ И ИСТОРИЯ ПЕСНОПЕНИЯ: Древнейшее среди песнопений, посвященных этому празднику, — Задостойник, обращенная к Богородице молитва. Она звучит на утрени и литургии вместо молитвы «Достойно есть».4 После XII века в читаемых на утренях канонах перед двунадесятыми праздниками вместо заключительного «Достойно есть» звучал ирмос 9-й, завершающей, песни канона. С XVI века появилась практика исполнения задостойников на литургии, по завершении евхаристического канона после возгласа священника: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей и Преблагословенней…» По традиции задостойник состоит из припева и ирмоса, исполняясь на определенный глас. Переведенные в киевскую нотацию в XVII веке задостойники — один из самых ранних примеров знаменного одноголосного распева звучащего на Руси. Сегодня трудно представить, как звучал знаменный распев в те далекие времена на Руси. В XVII веке традиция была прервана, и...

0/0


0/0

0/0

0/0