Образ «монастырского» беса в цистерцианских историях 1150–1220-х годов

Аватар автора
Институт всеобщей истории Российской академии наук
Пильгун Андрей Владиленович (кандидат искусствоведения, свободный исследователь) Тема: Образ «монастырского» беса в цистерцианских историях 1150–1220-х годов Аннотация: Литература об ордене цистерцианцев и его беспрецедентном расцвете в XII в. огромна, но цистерцианская демонология обсуждается редко. Для апологетики ордена тема не подходит – в качестве одной из «тёмных сторон» религии (П. Динцельбахер) она скрыта за картиной аскетических идеалов цистерцианского монашества. Между тем в истории демонологических представлений цистерцианцы оставили яркий след. В последние десятилетия XII – начале XIII века они записали важнейшие свидетельства о воображаемых странствиях души по загробному миру (Трактат о чистилище святого Патрика, видение Туркилла и др.). Им принадлежат и составленные в тот же период сборники нравоучительных историй (exempla). Тексты обеих групп насквозь пропитаны демонологическими мотивами, хотя различий между ними немало. Визионерский демон открыто проявляет физическую агрессию, карает пассивных и покорных грешников. Бесы на территории обители скрываются за теми или иными ликами, вступают в контакт с обитателями монастыря. Доклад посвящён второй группе текстов – большим цистерцианским сборникам, малым собраниям и отдельным рассказам. В нём показаны мотивно-тематические связи между историями, сборниками, авторами, в сумме составляющие развитую мистическую демонологию. Среди мотивов – вид и внешность беса, окраска, одеяние, обличья, голос, характер, эмоции...

0/0


0/0

0/0

0/0