Модернизм в борьбе с реализмом. Лекция Арсения Дежурова

Аватар автора
Клуб "Точка интеллекта"
До конца XIX века культура воспринималась как линейное развитие: эпохи следовали одна за другой, и каждое новое направление рождалось из предшествующего. Возрождение уступило место маньеризму, затем возникло барокко, за ним пришёл классицизм, который к XVIII веку обрёл просветительские идеалы. Но XX век разрушил эти шаблоны: мир перестал быть непрерывным, линейным и цельным. Арсений Дежуров, кандидат филологических наук и доцент кафедры всемирной литературы МПГУ, исследует переход от реализма к модернизму как столкновение и рождение новых мировоззрений. Почему искусство больше не стремится быть «зеркалом реальности»? Как роман перестал зависеть от сюжета, а литературные формы вышли за пределы причинно-следственной логики? Эта лекция охватывает следующие ключевые темы: Как наука, живопись, музыка и литература отказались от трёхмерного пространства. Почему линейное время уступило место «значимости»: Джеймс Джойс против Бальзака. Как слились фон и изображение: Вирджиния Вулф против Чарльза Диккенса. Чем обусловлено охлаждение искусства романа к сюжету: Марсель Пруст и борьба за реализм. В чём кроется нелогичность реальности и здравомыслие абсурда: Франц Кафка против иллюзий XIX века. Как «музыкальный» роман Томаса Манна соединил теорию и практику литературы. Чтобы глубже погрузиться в лекцию, рекомендуем освежить следующие произведения: Джеймс Джойс, «Мёртвые» Вирджиния Вулф, «Миссис Дэллоуэй», «Женщина в зеркале» Марсель Пруст, «По направлению к Свану» Франц Кафка...

0/0


0/0

0/0

0/0