Максимилиан Волошин - Киммерийская акварель - Коктебель

Аватар автора
Огород под ЛЭП
Гимн Земле: Киммерийские акварели М.А. Волошина Поэтический каталог. 22 видения. 22 молитвы. Вступление Волошин не изображал человека в своих акварелях. Он не избегал фигуры — он отказывался от антропоцентризма. В отличие от ортодоксальной традиции, обожествляющей Бога-человека, Волошин настойчиво манифестирует: земля сама по себе божественна. Это не просто поэтический жест, а философская позиция, восходящая к гностическому пантеизму, существовавшему задолго до рождения Христа. Его пейзажи — это не виды, а видения. Не наблюдение, а откровение. Акварельный рисунок — плоский, почти полигональный, с обратной перспективой, как в византийских иконах. Но вместо лика святого — холм, вместо нимба — облако, вместо руки — линия горизонта. Словно сама земля произносит молчаливую молитву проматери Софии — той, что упала, но не исчезла, оставив искру в каждом изгибе ландшафта. В этих работах нет человека, потому что человек уже есть — в тени горы, в дыхании облака, в отражении воды. Волошин не одухотворяет плоть — он одухотворяет пространство. Его кисть — это проводник между материей и светом, между падением и возвращением. Справка: мифология эонов в гностицизме В гностических космогониях мир возникает не как акт совершенства, а как следствие нарушения. Эон София — божественная Мудрость — совершает падение, стремясь познать то, что ей не дано. Это падение нарушает гармонию Плеромы (полноты эонов) и приводит к рождению Демиурга — творца мира, но не его смысла. Демиург создаёт материю...

0/0


0/0

0/0

0/0