Бах. 2 том. 06 Прелюдия и Фуга ре минор в исп. Рихтера

Аватар автора
Технический Гид по Жилищу
"6 прелюдия и фуга ре минор. Тут важная проблема – как Бах впитывал в себя музыку не тех, кто был до него, а тех, кто творил одновременно с ним (во 2-м томе таких примеров несколько). Это, в первую очередь, Вивальди, который был на 8 лет старше Баха, и примерно одногодки его – Гендель и Скарлатти (оба 1685 г.р.). Мне нравится называть эту фугу «посвящённая Вивальди», а «соль мажорная» из 2 тома я считаю посвящена Скарлатти (там стиль Скарлатти), «соль минорная» посвящена Генделю. Здесь прелюдия какая-то вивальдиевская. Вивальди не был известен в 19 веке, только в 20 веке его открыли, а Бах знал и перекладывал его музыку. Здесь мы чувствуем, как он впитал эту лёгкость безостановочную. А Евангелие? У Яворского хорошая идея – Христос опрокидывает столы в храме, Христос гневается на то, что из дома Его Отца люди сделали дом торговли. Это то, что произошло перед страстями. Этот праведный гнев здесь, конечно, слышен в музыке этой прелюдии. Фуга – в ней 27 тактов (13+14) – повторяет 1-ю до мажорную из 1-го тома. В теме фуги «ре минор» ровно 24 звука, тема возносится наверх до кульминации, потом опускается. Здесь, конечно, диалектика, гениальное строение темы. Яворский говорит, что она посвящена словам Христа: «возвышающий себя унизиться, а унижающий себя возвысится». Конечно, это так, но тут невероятная какая-то диалектика заключена. Тут и невероятная слава Христа и Его страдания в этом хроматическом ходе. В конце завершается нашим излюбленным мотивом «С.D.G.». Ещё у Яворского...

0/0


0/0

0/0

0/0