М.Ю. Лермонтов в изобразительном искусстве

Аватар автора
Музей-заповедник «Тарханы»
Книжная иллюстрация произведений М.Ю. Лермонтова, чтобы стать отражением главных идей литературных сочинений великого русского поэта, прошла длинный полуторавековой путь развития. При жизни поэта, несмотря на то, что были напечатаны такие его произведения, как стихотворение «Бородино», поэмы «Хаджи – Абрек», «Песня про ... купца Калашникова», «Тамбовская казначейша», «Мцыри», роман «Герой нашего времени» – ни одной иллюстрации к этим произведениям выполнено не было. Исключения составили 3 авторских иллюстрации, сохранившиеся в рукописях: рисунок к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), обложка поэмы «Черкесы» (перо, 1828) и рисунок к стихотворению «На севере диком» (карандаш, 1841). На протяжении пятидесяти лет XIX века неоднократно художниками делались попытки проиллюстрировать произведения поэта. Эти попытки зачастую сводились либо к жанровым невыразительным картинкам, либо к экспрессивным, театральным изображениям вне связи с сочинениями. В 1891 году истек срок исключительного права на издание произведений Лермонтова, принадлежавшего фирме И.И. Глазунова. К 30-летию со дня смерти поэта вышло много различных изданий, в том числе иллюстрированных. Особое место среди них занимают «Сочинения» Лермонтова под редакцией П.П. Кончаловского, издательства И.Н. Кушнерева. Редактор привлек 18 художников разных поколений и школ: И.К. Айвазовского, братьев Васнецовых, М.А. Врубеля, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова, Л.О. Пастернака, И.Д. Репина, К.А. Савицкого, В.А. Серова...

0/0


0/0

0/0

0/0