Бюджетный дисбаланс и долговая ловушка Европейского Союза

Аватар автора
Институт изучения мировых рынков
В 2024 году дефицит государственного бюджета в Европейском союзе сократился с 3,5% до 3,2% ВВП, но 11 государств‑членов сообщили о дефиците, превышающем 3% ВВП, более того, число стран, в отношении которых действует процедура чрезмерного дефицита, увеличилось до девяти. Согласно прогнозам, к 2026 году дефицит бюджета ЕС вырастет до 3,4% ВВП, и даже таким крупным экономикам, как Франция, может потребоваться помощь МВФ на фоне растущей проблемы долга. По оценкам МВФ, в течение последних 40 лет ни одна из крупных европейских стран не соблюдала так называемое правило Бона. Согласно этому правилу, увеличение государственного долга в прошлом должно систематически компенсироваться за счет текущего и будущего профицита бюджета для стабилизации долга на определенном устойчивом уровне. МВФ отмечает наличие механизма стабилизации долга только в нескольких небольших государствах Европы. Но и в тех странах, где действуют такие механизмы, предполагаемая скорость приведения госдолга к устойчивому уровню является очень низкой. Потребовалось бы до 20 лет первичного профицита бюджета (без учета стоимости обслуживания долга), чтобы компенсировать долговые шоки, наблюдавшиеся в ходе мирового финансового кризиса или пандемии COVID-19. И даже введение так называемых Маастрихтских критериев не оказало какого-либо ощутимого влияния на финансовое поведение европейских стран. Что ограничивает потенциал роста европейских экономик? Какие риски несет чрезмерная долговая нагрузка? Смогут ли...

0/0


0/0

0/0

0/0