Круглый стол "О научных революциях" на семинаре "Семь искусств / Еврейская история и культура"

Аватар автора
Лекторий Евгения Берковича
Ответ на вопрос о том, была ли научная революция в XVI – XVII веках, зависит от того, что понимать под научной революции вообще и под научной революции XVI-XVII вв. в частности. Я исхожу из того, что: 1. Первая особенность научных революций связана с тем, что я буду называть принципом Гейзенберга: «в науке хорошую и плодотворную революцию можно совершить только тогда, когда мы пытаемся внести как можно меньше изменений, когда ограничиваемся прежде всего разрешением узкой, четко очерченной проблемы. Попытка отказаться от всех прежних вещей или изменить их по своему произволу ведет к чистой бессмыслице». К этому следует добавить, что революция происходит, когда поиски решения некоторой «узкой» задачи приводят – прежде всего в силу специфики самой задачи – к последовательности событий, в итоге ведущих к глубоким изменениям в принятых идеях, подходах, методологиях и т. д., при том, что поначалу (при обращении к данной задаче) ничего подобного не предвиделось. (Типичный пример, история решения М. Планком задачи определения спектра теплового излучения. Именно в игре разнообразных концептуальных ресурсов (электродинамика, термодинамика, кинетическая теория газов), т. е. в процессе оперирования с несколькими исследовательскими традициями при готовности исследователя хотя бы отчасти «поступиться принципами» (или имитировать отход от традиции) ради формального успеха родилась математическая конструкция, которой затем было суждено обрести физическую трактовку, что и стало началом...

0/0


0/0

0/0

0/0