Лекция «Дадаизм, сюрреализм – предшественники концептуального искусства»

Аватар автора
Музей-институт семьи Рерихов
Цикл лекций «Современное концептуальное искусство». Лектор: Мария Николаевна Чеснокова, старший научный сотрудник Музея-института семьи Рерихов, кандидат культурологии. Лекция посвящена направлениям в искусстве модернизма – дадаизму и сюрреализму. Дадаизм – это сложившееся в годы войны художественное и литературное направление, имеющее своей целью разрушение буржуазной культуры и дискредитирование мещанских нравов, утверждающее художественную концепцию: мир – бессмысленное безумие. Дадаизм выражал протест интеллигенции против войны и культуры, приведшей к войне. Он не выдвигал позитивных идеалов. Сам термин «Дадаизм» был предложен Гансом Арпом в 1916 году. «Манифест Дада» написал зачинатель направления поэт Тристан Тцара (настоящее имя Самуил Розеншток; 1896—1963). Т. Тцара: «Война разрушила гуманистическую цивилизацию, подрывая её основы – мысль и язык. Из этой необходимости и возникло слово «дада» – лепет ребёнка или старика». Среди наиболее значительных нововведений дадаизма стало использование «найденного объекта» и изобретение «реди-мейда» – произведения искусства, собранного из предметов обихода. Эстетизация бытовых предметов, которые выставлялись без каких-либо изменений, заставила задуматься о природе искусства и трансформации объекта при экспонировании в музее или галерее. Направление в искусстве, генетически связанное с дадаизмом – сюрреализм (франц. “сверх-реализм”, “над-реализм”). Это направление в литературе и искусстве, возникшее во Франции благодаря...

0/0


0/0

0/0

0/0