Шашмаком | Shashmaqom - Ушшоқи Самарқанд | Влюбленные Самарканда

Аватар автора
Творческий стихоплет
Исполнитель : Сабохат Наджмидинова ( на таджикском языке ) Шашмаком (узб. shashmaqom, тадж. шашмақом, перс. ششمقام) — разновидность вокально-инструментальной музыки, зародившаяся в Центральной Азии и получившая развитие на территории современных Таджикистана и Узбекистана. Входит в список нематериального культурного наследия человечества. Шашмакам или шашмаком буквально с персо - таджикского языка означает «шесть макамов», то есть, система шести основных ладов (бузрук или бузург, рост, наво или нава, дугох или дугах, сегох, ирок или ирак), для перехода между которыми применяется модуляция через побочные макамы, их насчитывается более двадцати. Классический ансамбль шашмакома XVI века состоял из двух танбуров, дутара, гиджака и дойры, а также включал 2—3 исполнителя; такой состав типичен до сих пор. Произведение начинается с инструментального вступления «мушкулат», после которого певец (или певцы) исполняют вокальную партию, «наср», часто на суфийскую поэзию, причём обычно исполняются два разных произведения подряд. В мушкулате выделяется несколько частей: «тасниф» (основная мелодия); «тарджи» (новая мелодия, повторяющая ритмический рисунок первой); «гардун» (фрагмент с нерегулярными метрами); «мухаммас»; «сакиль» (медленная финальная часть). Все части, кроме «гардуна» исполняются рондо. Каждая часть начинается в низком регистре и постепенно повышается до достижения кульминации (кульминационные построения называются «аудж», «авдж»), а затем возвращается вниз. Наср содержит...

0/0


0/0

0/0

0/0