Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873): Silentium (Молчание) и Безумие (1829). Читает А.Н. Горбань

Аватар автора
А.Н. Горбань: Стихи, которые со мной
Во второй половине 1970х меня потряс внутренний диалог двух стихотворений: знаменитого "Silentium" (Молчание) и другого стиха, "Безумие". "Безумие" подвергает сомнению и выворачивает буквально каждый образ, каждую идею "Silentium". Одинокое созерцание "Silentium": Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои – Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, – Любуйся ими – и молчи. И сумашедший самообман Безумия: Под раскаленными лучами, Зарывшись в пламенных песках, Оно стеклянными очами Чего-то ищет в облаках. То вспрянет вдруг и, чутким ухом Припав к растреснутой земле, Чему-то внемлет жадным слухом С довольством тайным на челе. Скрытые в тайне молчания духовные ключи "Silentium": Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, – Питайся ими – и молчи. И иллюзия заключенного в пустыне Безумия: То вспрянет вдруг и, чутким ухом Припав к растреснутой земле, Чему-то внемлет жадным слухом С довольством тайным на челе. И мнит, что слышит струй кипенье, Что слышит ток подземных вод, И колыбельное их пенье, И шумный из земли исход! Сомнение и самосарказм Безумия вступают в спор с хрупким внутренним миром "Silentium". И продолжается этот спор до сих пор. Признавши, что "Мысль изреченная есть ложь", мы с неизбежностью приходим к иллюзорности мира. Реальность невозможна вне общезначимости. А та не существует вне коммуникации. Уход от этой простой истины приводит к безумию. На самом деле, без понимания связи с "Silentium" смысл "Безумия"...

0/0


0/0

0/0

0/0