Методы изучения поведения и деятельности: изобретения психологов как новый тип научных инструментов.

Аватар автора
Академический_дискуссионный_клуб_ИПРАН
Поддьяков Александр Николаевич, д.психол.н., гл.н.с. лаборатории психологии и психофизиологии творчества Института психологии РАН, проф. департамента психологии НИУ ВШЭ Аннотация выступления: Психологи и этологи изобретают научные исследовательские инструменты особого типа, отличающиеся от приборов и инструментов в естественных науках. Они придумывают объекты, которые стимулируют другое живое существо, обладающее психикой (человека или животное), развернуть свое поведение, деятельность, процессы психического функционирования, - и позволяют тем самым изучать их. Этот особый тип не эксплицируется в философии и методологии научного познания. Приводятся примеры таких объектов с акцентом на изобретательности разработчиков – психологов и биологов. Подробно рассматриваются материальные объекты, изобретаемые для изучения мышления. Дается перечень их характеристик: а) степень новизны объекта и неопределенности его отнесения к тому или иному классу; б) «серендипность» объекта – наличие заготовленных скрытых сюрпризов, неожиданных свойств, связей; в) контринтуитивность объекта; и др. Некоторые из этих объектов являются когнитивными артефактами и для исследователей-психологов, и для участников. Более того, такой объект может стать и метакогнитивным артефактом для участника – средством познания чужого мышления (мышления разработчика). В целом, история изобретения психологических инструментов, начиная с аппаратов Вундта, проблемных ящиков бихевиористов и заканчивая последними...

0/0


0/0

0/0

0/0