Теорема Коуза V 2 0

Аватар автора
Теоремы для креативных умов
Теорема Коуза, названная именем автора — экономиста Р. Коуза, утверждает: во многих случаях рынок может разрешать проблемы внешних эффектов. Суть теоремы состоит в следующем. Если частные стороны могут прийти к соглашению без дополнительных издержек по распределению ресурсов, они в состоянии решить проблему внешних эффектов. Рассмотрим пример двух людей, проживающих рядом, — соседей. Соседка любит современную музыку, иногда она слушает музыку по ночам. Сосед занимается спортом и должен соблюдать режим сна. Музыка, которую соседка слушает по ночам, мешает спортсмену спать. По теореме Коуза, частный рынок самостоятельно достигнет эффективного результата. Для достижения этого эффекта соседи должны договориться и совершить сделку. Например, спортсмен может предложить соседке определенную сумму за то, что она окажется от прослушивания музыки ночью. Соседка примет предложение, если сумма денег, которую предлагает спортсмен, больше, чем выгода, которую она получает от музыки по ночам. Придя к согласию о цене, соседи всегда могут достичь эффективного результата. Пусть соседка получает выгоду от прослушивания музыки в размере 2500 руб. Спортсмен несет издержки в размере 7000 руб. Тогда спортсмен может предложить соседке 3000 руб., чтобы она отказалась от прослушивания музыки по ночам, а соседка — принять это предложение. Обе стороны выигрывают, желаемый эффективный результат достигнут. Возможно, конечно, что спортсмен не хочет или не в состоянии предложить цену, которая устроит...

0/0


0/0

0/0

0/0