Лекция «Парсуна и ее традиции в русской живописи XVIII века» Андрея Карева

Аватар автора
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
Лекция «Парсуна и ее традиции в русской живописи XVIII века» прошла 7 июня 2023 года в РАХ (Москва, Пречистенка,21). Лектор: Андрей Александрович Карев, профессор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, главный научный сотрудник отдела русского искусства Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств РАХ. Парсуной принято называть ранний русский портрет преимущественно XVII столетия. В языковой практике его чаще называли «персоной». Корни персоны как портрета уходят если не в глубокое, то классическое отечественное средневековье. Причем также именовался и сам человек, что подчеркивало глубокую символическую связь изображения и модели. Часто парсуной называют и позднесредневековый надгробный портрет, хотя в искусствознании имеется традиция все же отличать его от классической «персоны». По сути, парсуна является порождением процесса перехода от средневековья к Новому времени в русском искусстве второй половины XVII – начала XVIII веков. Это сказывается и в компромиссном языке парсуны, который соединяет традиции, сложившиеся в иконной живописи, с потребностями достоверного воспроизведения натуры и прежде всего – образа человека. Обширной коллекцией парсуны обладает Государственный исторический музей в Москве. Отдельные произведения этой разновидности портрета хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Специфический вариант парсуны представлен так называемой «преображенской» серией, хранящейся почти в полном составе...

0/0


0/0

0/0

0/0