От царской книги к национальному эпосу: как Фирдоуси стал главным поэтом Ирана? || Алонцев М.А.

Аватар автора
LectOrient
Сейчас поэму Абу-л-Касима Фирдоуси «Шахнаме» принято считать национальным иранским эпосом, а ее автора – одним из главных иранских поэтов, в честь которого названы улицы, площади и премии. Однако еще 150 лет назад восприятие и самого поэта, и его произведения значительно отличалось от современного. Фирдоуси и его «Шахнаме» всегда обладали особым статусом и как памятник персидской словесности, и как важный атрибут придворной культуры, однако изменения, произошедшие в иранской интеллектуальной среде в XIX – начале ХХ века, в значительной степени изменили образ как самого поэта, так и его ключевого произведения. Иранские интеллектуалы, вдохновляясь новыми для них идеями национализма и национальной истории начинают говорить о Фирдоуси, используя новый лексикон. В их произведениях поэт становится патриотом, возрождающим национальный иранский дух, борцом за свободу и независимость Ирана, певцом великой эпохи в истории, на которую должны равняться современники. Другими словами, наследие Фирдоуси наделяется доселе неизвестными смыслами, а апогеем этого становятся празднования его 1000-летнего юбилея, утверждающие новый статус поэта. Лектор: Максим Алонцев, кандидат филологических наук, доцент и учёный секретарь Института классического Востока и античности Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Дата лекции: 15.05.2024

0/0


0/0

0/0

0/0