Античные сюжеты в музыкальном театре Серебряного века. «Орфей» Стравинского. Лекция Тимофея Животов

Аватар автора
Пермский театр оперы и балета
После небольшой паузы в середине 19 века, когда на фоне общего преобладания эклектики античные сюжеты были в значительной степени потеснены средневековыми, в конце 19 века античность вновь занимает одно из доминирующих мест в европейской культуре. В живописи это Моро, Шаванн, Розетти и Бёклин, в литературе Ибсен, Анненский и Малларме, в музыке Танеев (Орестея), Дебюсси и, разумеется, Стравинский, в архитектуре Фомин, Свиньин и Щуко. Причем эта новая волна интереса к античности уже совершенно свободна от академического доктринерства, старые мифы заиграли в этих произведениях с новой силой. Разумеется, в эту эпоху весьма значителен интерес и к античной религиозной философии, особенно в России. Именно здесь Вячеслав Иванов пишет свою знаменитую работу «Дионис и прадионисийство», изучает орфический культ, который, как развитие культа аполлонического, был оппозиционен дионисийскому. Классический миф об Орфее и Эвридике бессчетное количество раз использовавшийся в европейской музыке — от Глюка до Оффенбаха — прочитывается Стравинским неожиданно по-новому, что, возможно, является одним из свидетельств его гениальности, ибо крайне сложно создать что-то новое на тему, казалось бы, уже прежде полностью разработанную великими предшественниками. Наряду с «Петрушкой» и «Поцелуем феи», «Орфей» — один из самых ярких, гармоничных и задорных балетов великого мастера. __

0/0


0/0

0/0

0/0