Родина слонов. Краткая история Двуречья

Аватар автора
Balbus
Наши стримы о бюрократии и изучении азиатского способа производства закономерно ставят следующие вопросы: 1) Насколько это соотносится с материалистическим пониманием истории? 2) Что мы вообще знаем о человечестве в те далёкие времена? На первый вопрос мы сможем найти ответ на стриме, а начать размышлять над вторым мы сможем уже сейчас. Для этого потребуется некоторая "душная" вводная про социальную историчность и повседневность. Нам мало археологических, лингвистических, генетических и исторических данных, чтобы проникнуть в сознание рядового шумерца или аккадца. Если понять русского человека начала XX века мы можем относительно легко (спасибо литературе и мемуарам и огромному количеству исторического материала), то когда мы говорим о ранних цивилизациях и о Двуречье в частности, мы испытываем ряд трудностей. Генетика не даёт нам возможности проникнуть в сознание, исторические источники скудны, а глиняные таблички в основном фиксируют акты хозяйственной деятельности. И вот тут нам начинает помогать марксизм, который воспринимает человека в разрезе его практической деятельности. И в самом деле человек не существует абстрактно. Он существует вокруг других людей в социуме. Существует деятельно. В ходе деятельности он вступает с другими людьми в различные отношения. Конкретные и косвенные. И эти отношения порождают огромный массив связей, предметов, условий, институтов, законов и правил. То есть формируют структурированный человеческий мир - социальный универсум. И понимая...

0/0


0/0

0/0

0/0