Музыка 15. Мажор и минор в музыке — Академия занимательных наук

Аватар автора
Уроки музыки и сольфеджио
Академия занимательных искусств. Музыка. Урок 15. Мажор и минор в музыке. Фортепианная клавиатура очень точно отображает музыкальный строй. В нём каждая октава делится на 12 равных частей — полутонов. В тех местах, где расстояние между звуками минимальное, чёрных клавиш нет. Между остальными звуками расстояние — целый тон. Чёрные клавиши заполняют эти промежутки полутонами. Вот, почему фортепианная клавиатура имеет такое строение, с чередованием то двух, то трёх чёрных клавиш. Получается хроматическая гамма. Хроматическая гамма — ряд звуков, расположенных друг от друга на расстоянии полутона. Почему же современный музыкальный строй именно такой? С древних времён человек стремился к гармонии. Изобретая инструменты, он старался настроить их так, чтобы получались приятные на слух сочетания. Например, на лире и арфе человек подбирал длину струн таким образом, чтобы звуки красиво сливались друг с другом. А в тростниковой флейте вымерял расстояние между дырочками. Учёный Пифагор в VI веке до нашей эры впервые математически точно рассчитал соотношение между звуками — то есть, музыкальный строй. В эпоху бурного развития полифонической музыки в этом строе обнаружился один дефект. Его назвали Пифагоровой коммой. Это маленький фальшивый интервал — одна девятая тона, который возникал при настройке инструментов по чистым квинтам. Особую неприятность Пифагорова комма доставляла органистам. Из-за неё они не могли свободно играть во всех тональностях. Приходилось играть только в самых...

0/0


0/0

0/0

0/0