«Дон Жуан» (лекция #5.8); Леонид Немцев

Аватар автора
Лит-механика Леонида Немцева
Дон Жуан — образ, олицетворяющий собой вечный конфликт между общественными нормами и личными желаниями. Язычество Дон Жуана наталкивается на христианскую «небесную кару», которую воплощает Командор. Непосредственным прообразом Дон Жуана считается некий севильский дворянин по имени Хуан де Тенорио, живший в XIV веке. Он был приближённым короля Педро Жестокого и устрашал всю Севилью своими любовными похождениями. Он убил на поединке командора Дона Гонзаго, защищавшего честь дочери, а вскоре загадочно исчез. Этот образ воплощает в своей пьесе «Севильский озорник» Тирсо де Молина. Второй прообраз знаменитого испанского гранда – дон Мигель граф де Маньяра, живший с 1626 по 1676 год. После бурной распутной молодости он раскаялся, постригся в монахи и умер праведником. Его похоронили, согласно завещанию, у входа в часовню, чтобы любой входящий попирал его гроб ногами. Этот образ воплощает Проспер Мериме в своей новелле. И только у Пушкина Командор – не отец донны Анны, а её погибший муж. В пьесе Тирсо де Молина дон Жуан — циничный и безнравственный соблазнитель-совратитель. Он прямо говорит о себе: «Всегда моим величайшим удовольствием было соблазнить женщину и, обесчестив, покинуть её». У Мольера Дон Жуана не верит в запредельные тайны бытия. Это типичный светский вольнодумец XVII века. Он верит только в материальное и рациональное. Лицемерие и притворство — выгодная тактика для достижения своих целей. Новым у Мольера является то чувство собственного достоинства, которое...

0/0


0/0

0/0

0/0