Толдот

Аватар автора
Философия и мир
Глава «Толдот»-5775 «И был Эсав человеком, знающим ловлю, человеком поля(иш садэ איש שדה), а Яаков – человеком целостным (иш там איש תם), сидящим в шатрах». Рабейну Бехаи разъясняет определения близнецов-основателей цивилизаций (европейской и еврейской): «Хотя они были близнецами, были зачаты одномоментно, в одном чреве, они – противоположности, все качества их различны, ведь Эсав тянулся за наслаждениями тела, а Яаков – за советом души. Поэтому написано об Эсаве «знающий ловлю», что является занятием бездельника (адам батель אדם בטל), и того, кто гонится за вожделениями мира; а «человек поля» это как «человек земли» (как сказано о Ноахе, вышедшем из ковчега), и поэтому называется «Эдом», от слова «красный (адом אדם)» и от слова «земля» (адама אדמה), то есть Эсав был почвенным (афари עפרי). И, как известно, внимание к еде, питью, развлечениям охоты, т.е. наслаждениям тела – причина пренебрегать Служением Б-гу... Путь Яакова, его качества противоположны этому, ибо «человек целостный» противоположен «знающему ловлю», а «сидящий в шатрах» противоположен «человеку поля». И ещё –всё, что Эсав хотел купить, Яаков хотел продать: погоня за физическими удовольствиями уподоблена чечевичной похлёбке (за которую Яаков купил у Эсава первородство – в том числе право Служения Творцу), и Яаков хотел продать, поменять сиюминутную земную жизнь на жизнь вечную». В тексте р. Бехаи, как всегда, много тонкостей. Заявив о противоположности братьев, р. Бехаи пишет, что Эсав тянулся за телесными...

0/0


0/0

0/0

0/0