Свет, который крадёт цвет. Про доминирующие цветное освещение

Аватар автора
Уроки живописи О. Буйко
Свет, который крадёт цвет. Когда мы пишем на пленэре в часы ярко выраженного цветного освещения — утром, вечером, на закате или даже при тёплой лампе — всё вокруг окрашивается в общий оттенок. Чаще всего тёплый: жёлто-золотой, оранжевый, янтарный. Этот свет ложится и на объект, и на краску — будь то палитра или инструмент для прямого сравнения. В результате глаз сравнивает уже не настоящие цвета, а те, что подсвечены этим доминирующим тоном. Например, при закатном солнце белая стена кажется жёлтой, и мы подбираем краску, которая «совпадает». Но и стена, и краска в этот момент залиты одним и тем же тёплым светом. А когда мы смотрим на этюд позже, при обычном дневном освещении — всё выглядит тускло, серо, без той самой золотистой атмосферы. Этюд приходится поправлять. Такой эффект возникает не только при работе методом прямого сравнения — то же самое происходит и при обычной работе на глаз. Это не ошибка метода, а общее свойство цветной среды: она обманывает и глаз, и краску одновременно. Опытные художники знают эту ловушку. Они знают, что в условиях цветного освещения, например вечернего, нужно сознательно усиливать доминирующий оттенок. Видишь жёлтое — усиль жёлтое. Видишь красное — добавь ещё тепла (холодные оттенки при этом усиливать не нужно). Только так можно сохранить атмосферу момента, когда работа окажется в нейтральной среде. Личный пример. Когда я только начинал рисовать, я несколько раз пытался писать тропинку в небольшой берёзовой роще у дачи. Она проходила...

0/0


0/0

0/0

0/0