Если купишь раба-еврея...

Аватар автора
Дмитрий Щедровицкий
Рабовладелец и раб. Властитель и бесправный. Свободный и тот, кто собой не распоряжается. Обычно мы сразу представляем «классическую» модель рабовладения, когда хозяин имеет полную власть над своим рабом, и в истории полно примеров того, как в разных странах в разные эпохи эта власть приобретала порой поистине изуверские формы вне зависимости от того, был ли рабовладельцем человек или государство. Казалось бы, современное человечество однозначно сформировало своё негативное отношение к этой системе общественных отношений и добавить тут нечего. Но давайте же посмотрим, что сказано об отношениях раба и господина в Священном Писании. И сразу увидим колоссальную разницу в статусе раба-еврея в древнем Израиле и, например, раба в Египте или в Вавилоне. Народу избранному предписывается поистине братское отношение к рабу со стороны господина. Раб-еврей в Израиле — скорее просто работник, разве что не имеющий права покинуть господина по собственному желанию. И даже этот запрет прекращает действовать по истечении не более шести лет пребывания в рабстве.   «Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром» (Исх. 21, 2)    Но, как всякий текст Священного Писания, указания относительно отношений «раб — господин» имеют более глубокий смысл, чем это представляется при первом прочтении. Кто в Библии впервые назван «иври» — перешедшим, «пришедшим из-за реки»? Авраам, физически пришедший в землю обетованную из-за Евфрата или, по другим...

0/0


0/0

0/0

0/0