Андрей Кураев – О свободе человека

Аватар автора
Философия | Теология | Религиоведение
Размышления на эту тему я хотел бы начать с обращения к такой значимой фигуре, как Иммануил Кант. То, как он размышляет, может быть резюмировано в форме достаточно простого силлогизма, обычного силлогизма. Так вот, большая посылка у Канта такая: «Всё в мире происходит по какой то причине». В мире не бывает беспричинных событий: если некий феномен существует, если некое событие произошло — значит, была причина, по которой это произошло именно так, а не иначе. В науке это называется принципом детерминизма — самый общий закон мироздания, в основе всякого научного мышления. Его пробовали расшатывать в философии и физике XX века: можно вспомнить полемику Бора и Эйнштейна по этому поводу. Но, в конце концов, просто пришли к тому, что принцип детерминизма может пониматься немножко более гибко, чем это было в механистической философии, но всё равно принцип детерминизма наука признаёт. А малая посылка такая: «Человек свободен». Вот что это за посылка такая? Кант точно так же говорит — я не могу доказать, что человек свободен, но давайте попробуем это постулировать. Как мы это постулируем? В частности, через отрицание противоположной возможности: предположим, что человек несвободен. Что тогда из этого последует? Тогда нам остаётся отменить этику. Придётся отменить право, потому что, если мой сегодняшний поступок не свободен, а всецело предопределён тем, что со мною было вчера и позавчера, то в таком случае, если этот поступок был хороший, то орденом надо награждать не меня, а...

0/0


0/0

0/0

0/0