Коллективистская педагогика А.С. Макаренко и коллективистская дидактика В.К. Дьяченко

Аватар автора
Лебединцев Владимир Борисович
Лебединцев Владимир Борисович, кандидат педагогических наук, доцент. Коллективистская педагогика Антона Семёновича Макаренко и коллективистская дидактика Виталия Кузьмича Дьяченко. 22 марта 2024 г. Х Красноярские Макаренковские чтения (Всероссийская научно-практическая конференция) «Становление коллективного образа жизни детско-взрослых сообществ». ***** Коллективистская педагогика Антона Семёновича Макаренко и коллективистская дидактика Виталия Кузьмича Дьяченко: их идеи и практика параллельны или пересекаются? И не то, и не другое – они проявления одной сущности! Чтобы это понять, следует выйти на более высокую ступень обобщения. Докладчик остановился на двух сущностных моментах (очевидно, не исчерпывающих всю полноту). Первый момент. В основе педагогики и практики этих выдающихся педагогов лежит сотрудничество, а все остальные типы со-бытия (подчинение, противоборство, конкуренция) приведены ему в соответствие. При этом сотрудничество всеобщее (и между детьми, и между взрослыми, и между взрослыми и детьми, между каждым участником), а не его отдельные эпизоды. И у Макаренко, и у Дьяченко сотрудничество было не просто провозглашенной ценностью или некоторым пожеланием, нет, они нашли механизм, вынуждающий вступать во всеобщее сотрудничество. Второй момент. Сводные отряды у Макаренко и пары сменного состава у Дьяченко – это разные конкретизации временных коопераций, обеспечивающих и сотрудничество, и мобильность, позволяющие индивидуальностям быть, выращивать и эти...

0/0


0/0

0/0

0/0