БЫЛО! Историческая рубрика от 15.12.2025
ТЕЛЕКОМПАНИЯ АИСТ | ИРКУТСК и ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
15 декабря 1995 года с аэродрома Иркутского авиазавода в воздух поднялся модернизированный самолет Як-112. Производство «летающего такси» собирались организовать в Иркутске. Предшественник Як-112 – легкий Як-12 был спроектирован конструкторским бюро Яковлева сразу после войны. Дешевая и простая машина использовалась как постовая, пассажирская и сельскохозяйственная. Однако к 80-м годам Як-12 уже выработал установленный ресурс и почти повсеместно был списан. Долгие годы в нише малой авиации остался только Ан-2, который был вдове крупнее и в три раза тяжелее Як-12 и учебно-тренировочный Як-18. Тем временем мировой рынок оказался захвачен американским «одноклассником» Cessna 172, ставшим самым массовым самолётом в истории гражданской авиации. В 90-х в России появляется спрос на небольшие самолеты для частных владельцев. Отечественные самолетостроители предложили сразу два воздушных судна: четырёхместный Ил-103 и трехместный Як-112. Беда была в том, что на этот момент не было подходящего отечественного авиадвигателя, поэтому на оба самолета ставили американский "Теледайн Континентал". Первый прототип Як-112 поднялся в воздух в октябре 1992 года в Смоленске, где когда-то выпускали Як-18. В следующем году производство перевели на Иркутский авиационный завод. Первый полет опытного иркутского Як-112 состоялся 19 ноября 1993 года, и чуть не кончился аварией: на испытания выкатили машину с обледеневшей кабиной, с неотработанным двигателем и, вдобавок, заклинившим левым тормозным...