Священный ужас в искусстве барокко | Борис Максимов
Журнал «Татьянин день»
Лекция доцента факультета журналистики МГУ Бориса Максимова в университетском храме мученицы Татианы 24 декабря 2024 года. Съёмка и монтаж Серафима Томачинского. Или с помощью карты Сбербанка: 2202 2062 9224 1861 (Анастасия Андреевна П.) Основные моменты лекции: 0:00 Об этой лекции и лекторе 1:11 Барокко как архетип в современном искусстве 2:25 Исторические катаклизмы эпохи 5:49 Формирование национальных государств как причина конфликтов 8:05 Идеологические задачи Церкви после Ренессанса 12:38 Что нас шокирует в барочном искусстве? 13:46 Эволюция темы конфликта в живописи 16:41 Дуализм как доминирующий принцип мышления 18:43 Три основных мотива, выражающих идею конфликтности. Первый мотив – доминирование «высоких» страстей над «низкими» 21:03 Второй мотив – вторжение и его пространственный аспект 22:26 Третий мотив – похищение как иллюстрация колониализма. Экспансивность культуры 25:41 Изображение физического насилия. Первая причина – реализация познавательного вектора 30:31 Вторая причина – Реформация и представление о бренности материи 32:42 Идея борьбы косной материи и «божественной энергии» в живописи 38:49 Истязание тела как религиозная и медицинская практика 41:23 Суггестивность визуального искусства. Гиперреализм и воздействие на чувства 45:29 Апелляция к сильным эмоциям: баланс между страхом и вожделением 47:09 Манипулирование через управление вниманием 49:44 Роль зрителя, его включённость в пространство произведения 55:01 Многозначность и зависимость посыла от...